Развитие медицины в Беларуси в период древности
Первобытно-общинный строй.
Сложность в изучении этого периода заключается в отсутствии письменных источников. Но есть остатки материальной культуры. На Туровщине в некоторых погребениях найдены глиняные стопки, которые вероятно предназначались для дозировки жидких лекарств и могли быть использованы в качестве кровососных банок. В могильниках Зарубинецкой культуры обнаружены горшочки размером 5-10 см в ширину и 10-15 см в высоту, которые также использовались для лекарств.
Около 100 тыс. лет назад средняя продолжительность жизни равнялась 20 годам. По мере развития продолжительность жизни росла. Некоторые из орудий палеолита (скребла, кремневые отщепы, 2-сторонне обработанные каменные рубила) могли использоваться для вскрытия нарывов, обработки костных отломков при открытых переломах, для кровопусканий.
В период бронзового и железного веков на территории Беларуси было найдено много орудий, которые могли использоваться в лечебных целях (узкие бронзовые ножики, специальные ножи-серпы, которые не могли употребляться для жатвы, железные ножи различной конфигурации, которые могли использоваться для хирургического вмешательства, железные шилья и иглы для прокола гнойников, зернотерки для изготовления лекарств). В 1865 г. К. Тышкевич обнаружил маленькие весы, помещенные в футляре, выделанном из рога и при них кусочек металлического сплава, также был найден своеобразный пинцет. Эти находки относят к рубежу нашей эры.
В древнюю эпоху развивались представления о загробной жизни. На этой основе выработались похоронные обряды. Труп укладывался в яму, обставленную крупными костями мамонта и засыпанную красной краской (охрой – природная минеральная краска из плотных глин) и углем, которые служили магической заменой крови или огня. Таким образом, труп отделялся от верхнего слоя земли костяным щитом и воздушной прослойкой, что создавало благоприятные условия для мумификации. Трупы оборачивали в бересту, которая хорошо сохраняет предметы, в нее обернутые.
В железном веке было распространено трупосожжение. Это связано с представлением о том, что огонь имеет очистительную силу.
Постепенно происходило собирание и обобщение медицинского опыта. Первые врачеватели – женщины (т.к. поиском растительной пищи в основном занимались женщины). С наступлением патриархата эта роль переходит к мужчине. Их называли такими словами, имеющими смысловую общность: кудесник, волхв, ведун, чародей, ворожей, говорун, мудрец, знахарь, колдун, врач. Была специализация врачей. Среди народных лекарей Руси в период раннего феодализма были костоправы, пильные (лечение грыжи) врачи, панчужные (ревматизм), чечуйные (геморрой), бабки-повитухи и др. Повсеместно использовались заговоры. Считали, что болезни вызываются духами, которые вселяются в человека.
Хотя древние люди при лечении болезни на первый план выдвигали заговоры, но и расширялся арсенал лечебных средств. Ведущую роль играли средства растительного мира. Собирались растения в период наибольшего накопления в них лечебных веществ (почки сосны в феврале-марте; почки тополя и березы в марте и апреле; березовый, кленовый, липовый соки – в период сокодвижения и т.д.). Из них готовились настои, отвары, порошки, мази.
Также использовались лечебные средства животного происхождения. Для приготовления мазей – гусиный, куриный, говяжий, рыбий, барсучий, ежовый, медвежий, собачий жиры. Также с лечебной целью назначались мед, молоко, сметана, телячья печень и т.д. Воде приписывались очистительные, целебные свойства, широко использовались тепловые процедуры: ванны, ингаляции, компрессы, обертывания, паренья в бане.
IX-XIII вв. характеризуются возникновением и ростом городов, количественным ростом междоусобных войн, как следствие этого – тяжелые условия жизни и возникновение эпидемий. Летопись сообщает о "моровой язве" в Полоцке в 1092 г. "Придивное чудо явилось в Полоцке в наваждении. Ночью стоял топот, что-то стонало на улице, рыскали бесы как люди. Если кто выходил из дома, чтобы посмотреть, тот час уязвляем бывал бесами язвою и оттого умирал, и никто не осмеливался выходить из дома… Потому люди и говорили, что это мертвецы бьют полочан. Началось же это знамение с Друцка…" Здесь мы видим меры предосторожности – самоизоляция. Вэтот период эпидемии были распространенным явлением. В Гродно в XI-XIII cтроились благоустроенные жилые каменные здания. Каменные строения также были в Минске, Полоцке, Волковыске. В пасадах этих городов строились деревянные дома, внутри которых делались дощатые и глинобитные полы и ставились глинобитные печи. Отапливались эти дома "по-черному". Гигиеническое значение имели захоронения трупов. В XI веке их хоронили на горизонте, а с XIII века – в ямах.