Методы диагностики нарушения осанки у школьников
Широко бытующее мнение даже среди врачей, что причинами сколиоза, сутулости у детей является неправильная осанка во время школьных занятий (Н.А. Шнек) глубоко ошибочно. При тщательном обследовании чаще всего удается установить причину сколиоза.
Частой причиной сколиоза в детском возрасте, которой уделяется недостаточное внимание, является короткая нога.
Разница в длине ног - частое явление. При рентгеновском обследовании 1446 школьников в возрасте от 6 до 17 лет было обнаружено, что у 80%из них разница в длине ног составляет не менее 0,16 см, у 3,4% - от 1,3 см и более
Вероятность разницы в длине ног у детей увеличивается с возрастом. Так, среди группы школьников начальных классов ноги разной длины были выявлены у 75%, а среди группы студентов высшей школы - у 92% (Klein 1969). Компенсация в разнице длины ног достигается в основном за счет искривления позвоночника. Нескорректированная разница имеет тенденцию увеличиваться с возрастом.
Интересно отметить, что скорректированная в детстве разница в длине ног с возрастом уменьшается.
Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата может быть проведено с помощью комбинированного визуального инструментального исследования.
Тест для выявления нарушений осанки.
Данное тестовое обследование включает осмотр ребенка с ответом на 10 вопросов тест-карты (таблица 1).
Таблица 1
Тестовая карта для выявления нарушений осанки
1. Явное повреждение органов движения связанное с врожденными пороками, травмой, болезнью |
Да Нет |
2. Голова, шея отклонены от средней линии: плечи, лопатки, бедра установлены несимметрично |
Да Нет |
Грудная клетка “сапожника", “деформированная” |
Да Нет |
4. Чрезмерное уменьшение или увеличение физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза |
Да Нет |
5. Чрезмерное отставание лопаток |
Да Нет |
6. Чрезмерное выпячивание живота |
Да Нет |
Нарушение осей нижних конечностей (О-образное, Х-образное) |
Да Нет |
8. Неравенство треугольников талии |
Да Нет |
9. Вальгусное положение пятки или обеих пяток |
Да Нет |
10. Явное отклонение в походке |
Да Нет |
Обследование проводится в следующем порядке:
Осмотр в фас. Положение - руки вдоль туловища. Определяются форма ног, положение головы, шеи, симметрия плеч, равенство треугольников талии (треугольник талии - это просвет треугольной формы между внутренней поверхностью рук и туловищем, с вершиной треугольника на уровне талии, в норме треугольники должны быть одинаковыми по форме и равными по величине).
Осмотр сбоку. Положение - руки вдоль туловища. Определяются форма грудной клетки, живота, выступление лопаток, форма спины.
Осмотр со спины. Положение - руки вдоль туловища. Определяются симметрия углов лопаток, форма позвоночника, форма ног, ось пяток (вальгусная, варусная, нормальная).
В конце обследования ребенку предлагается сделать несколько шагов для выявления возможных нарушений в походке.
В процессе проводимого осмотра заполняется тестовая карта, по которой дается оценка выявленных нарушений осанки:
нормальная оценка - отрицательные ответы на все вопросы
некоторые отклонения требующие наблюдения школьно-дошкольного педиатра - положительные ответы на один или несколько вопросов от 3-х до 7 номера включительно
значительное нарушение осанки - положительные ответы на 1, 2, 8, 9, 10 вопросы (один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе подлежат обязательному направлению к ортопеду.
Тест для выявления истинного сколиоза.