Содержание и методы организации исследования
Одной из проблем лечебной физкультуры детей младшего школьного возраста является предупреждение и лечение плоскостопия. Стопа – весьма подвижное приспособление, в котором функции различных отделов тесно переплетены между собой, взаимодействуют, составляют единое целое, способствуя выполнению акта стояния и передвижения.
Наиболее часто встречающаяся форма плоскостопия – статическая. Основным фактором возникновения является нервно-мышечная недостаточность, развивающаяся в связи с общими изменениями в организме на почве различных заболеваний, статических перегрузок, переутомления. Следует особенно подчеркнуть важность борьбы с плоскостопием именно в детском возрасте.
Также плоскостопие оказывает большое влияние на формирование осанки состояние нижних конечностей.
В настоящее время разработаны и внедрены в практику разнообразные профилактические и лечебные комплексы физических упражнений [8, 11, 21].
Цель исследования
заключалась в построении комплексной методики восстановления деформации позвоночника а также сводчатости стопы и профилактики плоскостопия, основанной на сочетании релаксации мышц с элементами корригирующей гимнастики на суше и массажа.
Основными задачами исследования
были:
1. Изучение литературных данных по вопросам морфофункциональных особенностей детей, методики и организации занятий, направленных на профилактику плоскостопия.
2. Выявление деформации позвоночника и нарушении осанки.
3. Проведение антропоскопического, пальпаторного и антропометрического обследования детей 7–11 летнего возраста.
4. Определение соматотипа, уровня физического развития, варианта осанки и состояния сводов стопы у младших школьников.
5. Разработка, апробация и внедрение комплексной методики укрепления сводчатости стопы посредством физических упражнений и массажа.
6. Разработка корректирующего комплекса гимнастики при нарушении осанки и деформации позвоночника.
Для решения задач использовались следующие методы
:
– Анализ и обобщение литературы по рассматриваемой теме.
– Визуально-пальпаторный метод.
– Антропометрический метод. Для определения физического развития использовался индекс Кетле, индекс Риса-Айзенка.
– Педометрия (высота подъема стопы оценивалась по индексу Фридланда).
– Плантография и плантометрия (индекс Чижина, индекс Штритера).
– Комбинированный визуально инструментальный метод.
– Математический анализ и обработка данных.
Организация исследования.
Обследование проводилось в начале учебного года в средней общеобразовательной школе №5 г. Арзамаса. Группа состояла из 18 детей семи-одиннадцати лет.
Исследовательская работа состояла из четырех этапов.
На первом этапе было проведено визуальное, антропоскопическое, пальпаторное и антропометрическое обследование.
Второй этап исследования длился с октября по апрель, включал в себя «непосредственное проведение занятий по физической культуре с использованием специальных комплексов упражнений и массаж, способствующие укреплению сводчатости стопы и коррекции осанки. Занятия проводились четыре раза в неделю по 30–40 минут каждое.
На уроках по физической культуре комплексы упражнений менялись каждые три занятия.
Третий этап включал в себя антропоскопическое и антропометрическое обследование, проводимое в конце учебного года с целью сравнения данных до проведения коррекции и после.
Заключительный этап работы выражался в обработке полученных результатов, которые позволили сделать вывод об информативности применяемых методов оценки осанки, состояния стопы и эффективности специальных упражнений и массажа.