Комплексы упражнений АФК при заболеваниях бронхиальной астмой и хроническим бронхитом
Физические упражнения при хроническом бронхите и бронхиальной астме используются с целью улучшения самочувствия и повышения работоспособности, укрепления дыхательных мышц и улучшения вентиляции лёгких, обучения умению управлять дыхательным аппаратом и развития полного дыхания.
Гриненко М.Ф. [5; 26–28] предлагает следующий комплекс упражнений. При выполнении данного комплекса выдох должен быть продолжительнее вдоха. В упражнениях с произношением звуков выдох составляет 5–7 сек. в первые дни занятий и до 10–20 сек. – в дальнейшем. Противопоказаны натуживания, задержка дыхания на вдохе. Вдох не должен быть чрезмерным, максимальным, напряжённым. Все упражнения надо стремиться делать спокойно, по возможности расслабляя мышцы после каждого их сокращения. В занятиях АФК используются специальные упражнения:
· дыхательные упражнения с удлинённым выдохом;
· дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных звуков, способствующие рефлекторному уменьшение спазмов бронхов и бронхиол;
· упражнения на расслабление мышц пояса верхних конечностей; диафрагмальное дыхание;
· упражнения для укрепления мышц брюшного пресса, способствующие улучшению выдоха.
Таким образом, Гриненко М.Ф. в предлагаемом комплексе сочетает физические упражнение со звуковыми.
Лазарев М.Л. [8; 96–97] большую значимость придаёт дыхательной музыкотерапии в системе реабилитации больных бронхитом и бронхиальной астмой. В его системе дыхательная музыкотерапия занимает центральное место. Он обосновывает это тем, что музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора:
1. Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки.
2. Физиологический фактор способен изменять различные функции организма – такие, как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая. Это особенно важно при бронхолёгочных заболеваниях.
3. Психологический фактор способен значительно менять психическое состояние ребёнка.
Основной задачей дыхательной музыкотерапии является дозированный эмоционально – дыхательный тренинг. «Дыхательное удовольствие» является чрезвычайно значимым в процессе оздоровления дыхательной функции. Кроме этого, дыхательная гимнастика тренирует совершенно конкретные дыхательные качества – силу дыхательных мышц, объёмную скорость дыхания, жизненную ёмкость лёгких и т.д.
Цикл занятий дыхательной музыкотерапии решает следующие задачи:
– отработка певческого дыхания;
– нормализация ритма дыхания:
– освоение дыхательных вибраций;
– постепенная выработка дыхательной выносливости;
– увеличение силы дыхательных мышц;
– создание баланса между дыханием и движением;
– повышение эмоционального тонуса.
Каждая из задач решается с учётом данных медико-педагогической диагностики. Например, объём занятий по отработке певческого дыхания определяется показателями жизненной ёмкости лёгких, нормализация ритма дыхания зависит от показателей числа дыханий в минуту, длины выдоха и способности организма находиться в состоянии гипоксии.
Кроме того, занятия дыхательной музыкотерапией необходимо сочетать с психопластикой, дыхательной гимнастикой и кинезиопластикой. По мнению автора данной методики, сочетание различных видов занятий позволяет сбалансировать энергию, правильно распределить нагрузку на различные системы организма ребёнка.
А.Н. Стрельникова в своей дыхательной гимнастике исходит из того, чтобы тренировать активно только вдох. Объясняет она это тем, что вдох – первое, следовательно, независимое действие, выдох – второе, следовательно, зависимое от вдоха. Если одновременно со вдохом сделать движение внешних мышц, сжимающих грудную клетку, внутренняя мускулатура, мускулатура органов движения будет вынуждена мешать воздуху расходиться, сопротивляться ему и развиваться за счёт этой нагрузки. Поэтому вдох тренируется строго одновременно с движениями, сжимающими грудную клетку.