Сравнительная характеристика эффективности различных комплексов упражнений при заболеваниях органов дыхания
– «домик»: ребёнок наклоняется вперёд с прямыми ногами и принимает позу, опираясь на ноги и руки;
– «мостик»: ребёнок прогибается назад, пытаясь руками достать пол;
– «колобок»: ребёнок приседает, обхватывает руками колени, голову плотно прижимает к коленям и к груди;
– «буква алфавита»: ребёнок изображает телом буквы алфавита;
– «вырастающие звуки»: дети по кругу садятся на корточки и начинают произносить звук «о». Сначала очень тихо. Затем, постепенно поднимаясь, произносят «о» все громче и, наконец, выпрямившись, совсем громко. Так же произносят и другие звуки;
– «спиной к спине»: дети становятся парами, спиной к спине и начинают с закрытым ртом произносить звук, стараясь почувствовать вибрацию партнера.
2 серия упражнений.
«геометрические фигуры»: дети выстраивают различные геометрические фигуры и начинают «звучать». Это может быть квадрат, круг, треугольник;
– «куча мала»: ребёнок ложится на пол, на него поперёк его грудной клетки, ложится другой, затем третий и т.д. «Куча» начинает «звучать»;
– «смеющиеся человечки»: ребёнок ложится на спину, ему на живот головой, лицом кверху ложится другой. Ему, в свою очередь, на живот ложится третий и т.д. Первый ребёнок начинает смеяться, сотрясая живот, смех распространяется по всей цепочке.
3 серия упражнений. Озвученные движения (с закрытым ртом). Упражнения выполняется сначала голосом, в состоянии покоя, затем добавляются соответствующее движение.
– «расслабление»: при произнесении звука тело предельно расслабляется, «растекается»;
– «напряжение»: при произнесении звука тело предельно напрягается;
– «удары»: при произнесении резких отрывистых звуков производится концентрация и удар рукой или ногой;
– «маятник»: вперёд-назад, в другую сторону;
– «раскачивание по кругу»: сначала корпусом тела, затем в тазобедренном суставе. Упражнение выполняется сначала в одну, затем в другую сторону;
– «скручивание»: ребёнок, расслабив верхний плечевой пояс, свободно скручивается в одну, затем в другую сторону;
– «качели»: ребёнок приседает и поднимается вместе со звуком;
– «вращение руками»: ребёнок одновременно со звуком начинает вращение вперёд, затем назад – сначала одной, затем другой рукой;
– «толкание живота»: при произнесении звука производится толкание передней брюшной стенки рукой самого ребёнка либо другого человека. При, этом ребёнок старается сохранить уровень звучания ровно;
– «вибрация тела»: при произнесении звука производится разбалтывание всех частей тела;
– «прыжки»: совершаются вперёд-назад, затем в стороны – на двух, на одной ноге.
После медицинского обследования, в соответствии с врачебным заключением были созданы две группы, которые занимались по разным методикам. В каждой по 7 человек. Занятия проводились три раза в неделю в течение 6 мес. В результате применения комплексов упражнений по реабилитации детей с бронхолёгочной патологией были получены следующие результаты: 1. Заболеваемость детей (по дням) снизилась
– по методике М.Ф. Гриненко на 20%;
– по методике М.Л. Лазарева на 30%.
2. Показатели функции внешнего дыхания улучшились
– по методике М.Ф. Гриненко на 23%;
– по методике М.Л. Лазарева на 35%.
3. Сократилось количество принимаемых лекарств
– по методике М.Ф. Гриненко на 40%;
– по методике М.Л. Лазарева на 50%.
4. Улучшилось психическое состояние детей.
5. Повысилась социальная активность детей.