Традиционные методы и средства, используемые в комплексной физической реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом
Больным этими формами ДЦП назначают электрофорез лекарственных веществ, улучшающих кровоснабжение и функциональное состояние клеток головного мозга, способствующих снижению тонуса спастичных мышц, а также магнитотерапию и микроволновую терапию (ДМВ) на область головы (на одно или оба полушария), трансцеребральную импульсную терапию, электростимуляцию ослабленных мышц — антагонистов спастичным и артикуляционных мышц, теплолечение (грязевые, парафиновые, озокеритовые аппликации, облучение инфракрасными лучами), разнообразные водолечебные процедуры.
При гиперкинетической форме ДЦП задачей физиотерапии и бальнеотерапии является подавление усиленной деятельности подкорковых систем, уменьшение выраженности гиперкинезов, генерализованных двигательных реакций, тонического напряжения мышц, улучшение речевых функций на фоне достижения седативного эффекта.
При гиперкинетической форме ДЦП применяют электрофорез транквилизаторов по центральным методикам, атропина сульфата, сернокислого магния и др. на область воротниковой зоны, электросон, дарсонвализацию головы и шейно-воротниковой зоны, электростимуляцию ослабленных мышц, теплолечение, йодобромные, хвойные, гидрогальванические ванны, ванны из сенной трухи, корня валерианы.
При атонически-астатической форме ДЦП лечение должно быть направлено на уменьшение диффузной мышечной гипотонии, восстановление нарушенной координации движений, устранение туловищной атаксии, расстройств речи и интеллекта.
Больным атонически-астатической формой ДЦП назначают процедуры магнитотерапии и ДМВ-терапии на лобную и затылочную области головы, УФ-облучение воротниковой и трусико-вой зон эритемными дозами, дарсонвализацию головы и воротниковой зоны, воздействие синусоидальными модулированными токами на нижнегрудную-верхнепоясничную область, сухие углекислые, общие и камерные контрастные ванны. В лечебный комплекс включают электрофорез галантамина, прозерина, фосфорнокислого натрия по методике Вермеля, глутаминовой кислоты по лобно-затылочной методике.
Важное значение имеет ранняя стимуляция развития двигательных навыков. Каждому ребенку назначается индивидуальный комплекс лечебной физкультуры в зависимости от возраста и формы заболевания. При развитии двигательных функций важно соблюдать возрастную закономерность их развития, поэтапно тренировать все виды двигательной активности: повороты, сидение с последующим вставанием на колени, а затем на ноги, положение на животе с последующим ползаньем. Привлекая ребенка к активному выполнению движений, следует избегать его чрезмерных усилий, что приводит обычно к резкому повышению мышечного тонуса.
На начальном этапе работы по развитию движений у детей с церебральным параличом используют серию упражнений для стимуляции подъема и удержания головы, разгибания верхней части туловища. Позже проводят упражнения для тренировки опоры на предплечья и на кисти, стимулируют ползанье на животе, проводят специальные упражнения для тренировки поворотов туловища (Бадалян Л.О.) [2, 38-40].
В дальнейшем ребенка обучают стоянию на четвереньках и развивают функцию равновесия в этом положении, стимулируют ползанье на четвереньках, проводят специальные упражнения по тренировке функции сидения, развивают способность самостоятельно садиться, вставать на колени, затем на ноги, развивают возможность вертикальной позы и ходьбы.
Важное значение в физическом воспитании ребенка с церебральным параличом имеют специальные упражнения, направленные на развитие манипулятивной функции рук. Развитие функции рук тесно связано с формированием общей и артикуляционной моторики. Известно, что ранней стадией общения является язык жестов. Тренировка функции руки имеет важное значение для развития психических и речевых навыков. Ребенка учат захвату и произвольному отпусканию предмета. При этом важно, чтобы в захвате участвовали, в первую очередь, большой, указательный и средний пальцы, а не только мизинец и безымянный. Для этого полезно проводить специальные упражнения, например, учить ребенка подносить ложку ко рту.