Программа на развитие двигательной активности и повышение уровня физического развития детей дошкольного возраста с ДЦП
Важны также порядок и степень трудности упражнений. Программа упражнений с постепенным возрастанием степени сложности дает возможность выбрать движения, соответствующие силе больного ребенка. Комплекс упражнений представлен в приложении 2.
Выводы по главе III
Итак, применение комплексного подхода в восстановительном лечении дошкольников с церебральным параличом с использованием современных технологий реабилитации позволяет достигнуть достоверно высоких результатов улучшения функционального состояния опорно-двигательного аппарата у детей.
Использованная нами методика уровня развития двигательных возможностей позволяет проводить динамические наблюдения и коррекцию нарушений у детей с ДЦП с оценкой эффективности реализуемых коррекционных программ. С помощью данной методики нами было выявлено, что предложенные современные технологии реабилитации детей дошкольного возраста с церебральным параличом оказались более эффективными, чем традиционные, что подтверждается динамикой функционального состояния опорно-двигательного аппарата и манипулятивной функции рук. Данное утверждение было проверено сопоставлением результатов уровня развития физических возможностей в контрольной и экспериментальной группах с целью проверки влияния современных технологий в комплексной физической реабилитации на уровень физического развития и двигательной активности дошкольников с детским церебральным параличом, при помощи использования U-критерия Манна-Уитни, который показал, что группа детей из экспериментальной группы превосходят группу детей из контрольной группы по уровню двигательных возможностей, а это говорит о том, что использование современных технологий в комплексной физической реабилитации влияет на уровень физического развития и двигательной активности дошкольников с детским церебральным параличом, что подтверждает нашу гипотезу.
Предлагаемые в работе разработанные нами практические рекомендации комплексной реабилитации детей дошкольного возраста с церебральным параличом могут быть использованы в профильных реабилитационных центрах, детских поликлиниках и специализированных (коррекционных) образовательных учреждениях VI вида.
Заключение
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что детский церебральный паралич—понятие, объединяющее множество видов двигательных нарушений. Церебральный паралич возникает из-за повреждения или нарушения развития головного мозга, произошедшего в период внутриутробного развития или в раннем возрасте. В зависимости от локализации поражения головного мозга различают спастические, атаксические и дискинетические формы церебрального паралича.
Одним из важнейших методов лечения ДЦП является физическая реабилитация, которая начинается уже в первые месяцы жизни ребенка, сразу после установления диагноза. При этом применяют комплексы упражнений направленные на две важных цели - не допустить ослабления и атрофии мышц, вследствие недостаточного их использования, а также избежать развития контрактур, при которых спастически напряженные мышцы становятся малоподвижными и фиксируют конечности больного в патологическом положении. Контрактуры являются одним из наиболее частых и наиболее серьезных осложнений церебрального паралича. У здорового ребенка, мышцы и сухожилия регулярно растягиваются во время ходьбы, бега и повседневной двигательной активности. Это обеспечивает рост мышц с такой же скоростью, как и рост костей. У детей с церебральными параличами спастика препятствует растяжению мышц, в результате чего они растут не достаточно быстро и отстают в длине от костей. Формирование контрактур у больных ДЦП может приводить к ухудшению равновесия и потере ранее приобретенных навыков. Программа физической реабилитация должна направлять усилие на избежание этого нежелательного осложнения путем растяжения спастических мышц.
Третьей важной целью физической реабилитации является содействие моторному развитию ребенка.
Комплексная физическая реабилитация включающая различные методики лечебной физической культуры, массажа, физио- и теплопроцедуры может применятся больным ДЦП как спастической, так и атонической форм.
Развитие современных технологий в комплексной реабилитации больных с ограниченными возможностями, таких как Тренажер Гросса, Комплекс «сенсорная комната», лечебные костюмы «Адель» и «Гравистат», "Спираль" ,костюм «ДК», Иппотерапия, цветотерапия является важнейшей задачей здравоохранения. Это касается в первую очередь восстановительного лечения детей с различными формами церебрального паралича, так как данное заболевание наиболее часто приводит к инвалидности.