Создание и развитие системы стандартизации
Создание системы стандартизации в здравоохранении предусматривает появление на всех уровнях органов, занимающихся стандартизацией. На федеральном уровне с 1998 г. функционирует Экспертный совет Минздрава России по стандартизации в здравоохранении. Ежеквартально Экспертный совет рассматривает предложения групп разработчиков нормативных документов и принимает готовые отраслевые стандарты и классификаторы.
В соответствии с приказом Минздрава России от 31.01.01 г. №18, в половине субъектов Российской Федерации были созданы отделы по стандартизации, и появились уполномоченные по качеству. Наиболее активно координирование работ по стандартизации поставлено в Ульяновской области. Созданные отделы по стандартизации организуют взаимодействие по разработке и применению территориальных стандартов, стандартов предприятий, однако вертикаль взаимодействия федеральный стандарт – территориальный стандарт не создана.
Одной из проблем организации работ по стандартизации, особенно на уровне субъектов Российской Федерации, является отсутствие подготовленных специалистов. В 1999 г. была разработана и утверждена Программа тематического последипломного образования вопросам стандартизации в здравоохранении. Подготовкой специалистов по этой программе занимаются в основном в НИИ Общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова. По данным опроса более 40%, специалистов по стандартизации, работающих в органах управления здравоохранением и территориальных фондах ОМС было подготовлено на базе этого института. Однако, это количество специалистов неизмеримо мало по сравнению с существующей потребностью, в связи с чем необходимо предпринять усилия по расширению числа организаций, преподающих вопросы стандартизации.
Система стандартизации предусматривает резкое повышение роли врача, вооруженного всей совокупностью современных знаний и технологий. Наряду с врачом повышается и роль медицинской сестры, восстанавливаются утраченные ею позиции в оказании медицинской помощи. Медицинская сестра должна принимать самостоятельные ответственные решения, касающиеся ведения больных.
Нужно активизировать работы по стандартизации процедур сестринского ухода за больными.
Развитие сестринских технологий снизит для государства бремя расходов за тяжелобольными, повысит эффективность реабилитационных мероприятий.
Еще одна область стандартизации, которой уделяется незаслуженно мало внимания – вопросы диетического питания. Практически диетпитание за последние годы прекратила свое существование.
В настоящее время имеется множество продуктов питания и пищевых добавок сбалансированных по многим показателям, появились отечественные разработки продуктов на основе сои, пробиотики и т.д. Однако востребованность их, со стороны медицинских учреждений, крайне низка, стандартов их применения нет. Вместо этого на рынке огромное число биологически-активных добавок – по сути – лекарственных средств, чья эффективность и безопасность никогда не проверялись. Здесь необходимо наводить порядок, заставить регистрировать лекарства как лекарства, проверяя эффективность питательных смесей и добиваться их повсеместного использования в практике.
Важным направлением стандартизации является область лекарственного обеспечения. Среди документов системы стандартизации в здравоохранении, утвержденных в 2002 году два важнейших отраслевых стандарта:
ОСТ 91500.14.0001–2002 «Клинико-экономические исследования. Общие положения.»
ОСТ 91500.05.0004–2002 «Порядок организации работы по формированию перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств».
Эти нормативные документы необходимы в повседневной деятельности Формулярного комитета Минздрава России. Комитет анализирует предложения по включению или исключению лекарственных средств в Перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств, формирует Перечень. В 2002 г. рассмотрено 44 предложений, 21 лекарственное средство включено в Перечень, раскрыта группа иммунобиологических препаратов. Результатом работы Формулярного комитета Минздрава России явился Перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации 425 р от 04.04.2002.
Перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств, согласно Программе государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью, является основой для проведения закупок лекарственных средств в рамках реализации целевых государственных программ оказания помощи и программы ОМС.