Проблемы и тенденции рынка лекарств в России
Одной из важнейших тенденций 2006–2007 гг. стало увеличение доли российских фармацевтических препаратов на отечественном рынке, что было обусловлено как удорожанием зарубежных лекарств, так и падением реальных доходов населения, подорвавшим платежеспособный спрос на фармацевтические товары. Следует отметить, что несмотря на рост доли отечественных производителей на рынке продаж фармпродукции, Россия по-прежнему находится в зависимости от иностранного поставщика.
По прогнозам экспертов в 2008 году российские производители постараются продолжить свою экспансию на внутреннем рынке. Активизируются и дистрибьюторские компании, тогда как зарубежные фирмы будут в значительной степени сохранять выжидательную позицию.
Опережающие темпы внутреннего обесценения рубля по сравнению с внешним по-прежнему остаются одним из важнейших факторов, подрывающих конкурентоспособность российских лекарств. В то же время, по мнению экспертов, в I квартале 2008 г. возможна относительная стабилизация долей рынка отечественных и зарубежных препаратов, хотя не исключается возможность дальнейшего усиления позиций зарубежных препаратов, но более медленными темпами.
Ниже на диаграмме приведена структура российского рынка лекарств на январь 2007 г. по производителям. Основными конкурентами для отечественных фармацевтических компаний являются предприятия стран СНГ, Прибалтики, Восточной Европы, а также Индии и Турции. Среди конкурентов такие традиционные для России поставщики, как Chinoin и Gedeon Richter (Венгрия), KRKA (Словения), Zork, Zdravle (Югославия), Ranbaxy Laboratories, Dr. Redd’s Laboratories, Torrent (Индия). Вместе они заполняют около 70% российского фармрынка.
С начала 90-х годов основная специализация фармзаводов конкурентов – производство дженериков – оригинальных разработок ведущих западных фирм, срок эксплуатации эксклюзивного патента на которые истек. Цены на такие лекарства ниже, чем на оригинальные препараты.
Другая группа поставщиков – это фармацевтические компании развитых стран: Astra, Bayer, Bristol-Myers Squibb (BMS), Ebewe, Hoechst, Pfizer, Glaxo Welcom и др. Таких компаний около 40, в основном они экспортируют препараты, не имеющие аналогов и по монопольно высоким ценам.
По мнению специалистов российский фармрынок дисбалансирован – дженерики занимают неоправданно большое место. Однако этот дисбаланс – лишь отражение уровня жизни россиян и состояния нашего практического здравоохранения. Конкретный пациент остается сегодня самым надежным потребителем, а так как он оплачивает свои лекарства в основном из собственного кармана, то предпочитает довольствоваться более дешевыми препаратами.
Ниже приведен перечень препаратов – лидеров импорта по данным за IV квартал 2006 года, который характеризует ассортимент ввозимых лекарственных препаратов.
Таблица 1. Перечень препаратов – лидеров импорта
№ |
Препарат |
Производитель |
Лек. форма и доза |
Кол-во упаковок, шт. |
Циннаризин |
Софарма АО |
таблетки 25 мг №50 |
1 262 740 | |
Kавинтон |
Гедеон Рихтер |
таблетки 5 мг №50 |
554 582 | |
Валокордин |
Kревель Мойзельбах Гмбх |
флакон капли 20 мл №1 |
1 352 340 | |
Kорвалдин |
Фармак АО |
флакон раствор 25 мл №1 |
744 000 | |
Kорвалол |
Химфарм АО |
флакон раствор 25 мл №1 |
615 000 | |
Валидол |
Фармак АО |
таблетки 0.06 №10 |
410 000 | |
Астрасепт |
Ферментафарма Биодил Лтд |
пастилка №8 |
1 278 000 | |
Троксевазин |
Медика ЕАД |
тубы гель 40г №1 2% |
769 621 | |
Амиодарон |
Ривофарм СА |
таблетки 200 мг №30 |
600 000 | |
Омез |
Д-р Реддис лабораториз Лтд |
капсулы 20 мг №30 |
445 200 | |
Бактисубтил |
Хехст Мэрион Руссель |
капсулы №20 |
438 000 |