Бизнес на таблетках
Иностранных производителей больше всего волнует зависимость нашего фамрынка от политических решений. Для них российский рынок сложен прежде всего потому, что его постоянно трясет от меняющихся правил игры. «С 2004 года здесь, в России, мы пережили пять радикальных изменений в системе здравоохранения. В программе ДЛО то вводили новые списки, то сокращали финансирование, то спускали ее в регионы», - говорит Милош Петрович, руководитель российского представительства компании Roche. Проблема еще и в том, что иностранные производители больше всего представлены в сегменте ДЛО - их препараты «весят» в нем 92 процента. «В 2008 году ситуация здесь может поменяться - если в разделе, связанном с дорогостоящими лекарствами, присутствуют в основном инновационные препараты известных зарубежных производителей, то в той части программы, которая спущена в регионы, из-за нехватки средств могут появиться дешевые лекарства из Индии, Турции, Китая», - говорит ведущий аналитик RMBC Станислав Ливанский.
Немудрено, что крупные компании стремятся диверсифицировать бизнес, присутствуя во всех нишах рынка: и в розничных продажах, и в госпитальном сегменте, и в ДЛО. «Стратегия здесь такая: если в одном сегменте начнут закручивать гайки, всегда будет возможность отыграть потери на чем-то другом», - говорит Мелик-Гусейнов.
По словам Татьяны Логиновой, директора по взаимодействию с государственными и общественными структурами Novartis Pharma, группа компаний Novartis заняла первое место в российском рейтинге именно благодаря присутствию в разных нишах рынка. Режис Ломм, глава московского представительства компании Pfizer, тоже считает необходимым диверсифицировать продажи. Сейчас компания в основном представлена в коммерческом секторе рынка, ДЛО и госпитальном сегменте. «Но в будущем мы хотим уделить большое внимание сотрудничеству с аптечными сетями, которые активно развиваются», - говорит Ломм. Нелегко на нашем рынке приходится компаниям, выпускающим дорогостоящие инновационные препараты - они, как правило, не по карману простому пациенту. Их покупка может осуществляться только за государственный счет, поэтому уровень продаж целиком зависит от состояния системы здравоохранения. «Для инновационной компании важно новое качество, которое вносят в медицину ее препараты или диагностические продукты - без них здравоохранению конкретной страны просто не обойтись, ведь часто им нет замены, - говорит Милош Петрович. - Поэтому наш бизнес-интерес в данном случае состоит в том, чтобы медицина в России становилась все более современной. Для нас это лучшая защита от рисков».
Впрочем, иностранные компании в любом случае защищены от рисков тем, что Россия в их продажах занимает далеко не первые позиции. По мнению аналитиков, самым рискованным является положение ведущих российских производителей, которые из-за ассортимента своей продукции вынуждены присутствовать лишь на нашем рынке и главным образом только в сфере розничных продаж. Любое изменение платежеспособного спроса отразится на их доходах. Конечно, хорошо, что нынешний расклад сыграл на руку российским производителям, ориентированным на розничные продажи: отдельные компании растут даже быстрее, чем весь «выстреливший» на увеличении доходов населения рынок.
Однако такое везение наверняка будет сопутствовать им не всегда. Так что разработка концепции развития отечественной Фарминдустрии назрела. Впрочем, препараты российского происхождения в денежном выражении составляют сегодня не более 20 процентов нашего рынка. Поэтому любая перестройка отечественной Фарминдустрии рынок не перевернет. А вот намечающиеся структурные изменения системы здравоохранения способны встряхнуть его почище, чем вступление ВТО.