Врач и общество
Медицина – это биосоциальная наука (специальность), в которой биологическое и социальное взаимосвязано и взаимообусловлено.
К. Маркс, подчеркивая значение общественных условий для человека, писал: Человек до такой степени социальное существо, индивидуальное бытие которого вне общественных условий немыслимо.
Человек со всеми его специфическими особенностями явлется продуктом общественно-исторического развития. Вместе с тем современный человек олицетворяет не только общественную историю, но и историю эволюции животного мира: значительное развитие головного мозга, строение носоглотки, кисти и т.д. Таким образом, организм человека как биологический субстрат отражает основные закономерности развития животного мира. Поэтому, рассматривая тот или иной патологический процесс, мы можем выделить в конкретных условиях то биологический, то социальный аспект. Например, корь у детей и взрослых имеет различное клиническое течение, обусловленное биологическими особенностями. Но возникновение кори у взрослых – это явление социальное. Формирование иммунитета к тому или иному возбудителю инфекционного заболевания по своей природе – явление сугубо биологическое, но его стойкость, напряженность, искусственная иммунизация населения отражают социальные условия. Развитие зоба у человека связано с биологическими процессами – нарушением обмена йода в организме, однако распространенность заболевания, его клиническое течение также зависит от социальных условий.
Таким образом, взаимоотношения между биологическим и социальным в соответствующие периоды болезненного процесса или при различных заболеваниях у человека проявляются по-разному. В одних случаях (стадиях) ведущее место занимает биологический компонент, в других – социальный. Но и в первом, и во втором случае биологическое и социальное взаимосвязано и взаимообусловлено. Ведущая роль в этих взаимоотношениях принадлежит социальным явлениям, а биологическое преломляется через них.
Следовательно, отрыв биологического от социального (или социального от биологического) в патологическом процессе – это однобокий подход к явлению. Поэтому все сложные механизмы возникновения патологии, течение и распространение заболеваний у людей можно раскрыть и понять только при наличии информации как в области естественных наук (анатомия, физиология, биохимия, гигиена, терапия, хирургия и т.д.), так и в области социологии и политической экономии.
Исходя из изложенного, врач обязан быть широко образованным специалистом, и государство (общество) должно об этом заботиться.
Среди некоторых врачей еще бытует мнение о том, что хорошим специалистом можно стать, изучив только специальные медицинские предметы, и что знание общественных дисциплин, скажем, философии, при этом совершенно не обязательно.
Очевидно, что для мышления совершено необходимы логические критерии, а эти критерии либо заимствуются из обыденного общего сознания других (окружающих) людей, либо приобретаются в процессе изучения философии.
Следовательно, врач должен быть вооружен не только высокими профессиональными знаниями и умениями, но и знаниями общественных наук. Лишь при таком условии может быть обеспечен максимальный общественно-полезный эффект врачебной деятельности.
Формирование личности врача – процесс весьма сложный. Естественно, в первую очередь на формирование личности оказывают внимание объективные условия – общественный строй. Это воздействие постоянно и не зависит от воли человека.
Государство обязано создать (сформировать, обеспечить) такие общественные взаимоотношения, при которых не возникало бы противоречий между достоинством врача и личными интересами человека данного общества.
Каждый специалист приходит к материализму через свою практическую деятельность. Философские и методологические аспекты лучше всего формируются и усваиваются через призму конкретной науки, тем самым знание превращается в убеждение. Долг врача – это не формальное выполнение требований морали и не слепое подражание положительным примерам, а сознание необходимости действий в интересах общества, в интересах человека.
Гуманность общечеловеческого идеала заключается в том, что человек, личность (его здоровье, жизнь) провозглашается высшей, абсолютной ценностью.
Среди социальных задач нет более важной, чем забота о здоровье и жизни людей, поэтому государство обязано заботу о здоровье членов общества взять на себя.
В реализации указанной задачи (функции) наряду с социальными преобразованиями большая роль отводится медицинским работникам как представителям профессии, непосредственно связанной с данной функцией государства. Последние могут выполнить возложенную на них охрану здоровья трудящихся только при четком представлении общественной значимости этой обязанности, глубоком понимании долга и ответственности перед обществом. В такой же степени и общество обязано заботиться о материальных потребностях и моральном достоинстве врача.