Телемедицина как инструмент повышения эффективности лечебно диагностического процесса
Компьютерное оборудование общего профиля служит для организации рабочих мест врача-консультанта и лечащего врача, пультов централизованного мониторинга, а также для оборудования конференц-залов. В его состав входят компьютеры различной архитектуры и назначения (настольные ПК, рабочие станции, мобильные и переносные компьютеры класса Notebook и PDA, специализированные и встраиваемые системы). Помимо компьютеров сюда входит различное периферийное оборудование - кодеки ВКС, видеокамеры, аудиосистемы, различные дигитайзеры и принтеры.
Для использования в телемедицинских сетях оптимально подходит специализированное медицинское оборудование, имеющее визуальную или акустическую обратную связь с врачом, а также встроенная сетевая поддержка. Для кардиологии это могут быть ангиографические установки и различные эхографы, в пульманологии - это бронхоскопы, в гастроэнтерологии - гастроскопы, в дерматологии и эндоскопии - дерматоскопы и видеокамеры с эндоскопическими насадками. Также это может быть диагностическое оборудование широкого профиля - аппараты для ультразвукового исследования, ЯМР-томографы, микроскопы, стетоскопы и другое оборудование.
Заключение
Итак, телемедицина - это направление на стыке нескольких областей - медицины, телекоммуникаций, информационных технологий, образования. Телемедицина получила развитие во многих странах мира, доказала на практике свою высокую эффективность, и оказывает комплексное позитивное влияние на структуру здравоохранения, повышает качество медицинской помощи и расширяет возможности врачей общей практики, первичного звена здравоохранения.
Кроме того, телемедицина способствует сотрудничеству между медицинскими организациями, позволяет организовать эффективную систему подготовки медицинских кадров. Были определены приоритетные задачи развития телемедицины, среди которых названы стандартизация применяемых медицинских, компьютерных и телекоммуникационных технологий, развитие информационных ресурсов.
Но направление это достаточно новое, особенно для России. Хотя надо отметить, что с каждым днем появляется все больше действительно хороших реально работающих телемедицинских систем и сетей. Но их требуется намного больше для того, чтобы решить проблемы, связанные с большими территориями и достаточно низкой плотностью населения России. Наилучший путь - объединение усилий телекоммуникационных компаний, организаторов здравоохранения, сотрудников лечебных учреждений, специалистов по медицинскому страхованию, медицинских НИИ, учебных учреждений и компаний-разработчиков решений в области телемедицины. В случае такого объединения возможно быстрое решение сложнейших медицинских, организационных, финансовых и юридических проблем. Это объединение необходимо для эффективного развития такой перспективной области, как телемедицина.
[1] Телемедицина.Новые информационные технолоии на пороге XXI века. Под ред. проф. Р.М.Юсупова и проф.Р.И.Полонникова. - Санкт-Петербург. -ТОО Издательство "Анатолия". - 1998. - 488 с.
[2] Лях Ю.Е., Владзимирский А.В. Введение в телемедицину. Серия "Очерки медицинской и биологической информатики." - Донецк: ООО "Лебедь", 1999.- 102 с.
[3] Григорьев А.И., Орлов О.И. Клиническая телемедицина. - М.: Фирма "Слово". - 2001. - 112 с.
[4] Телемедицина. Новые информационные технологии на пороге XXI века/ Под ред. Р.М.Юсупова, Р.И.Полонникова. - СПб,1998.- 487 с.
[5] Буравков С.В., Григорьев А.И. Основы телемедицины. - М.: Фирма "Слово". - 2001. - 109 с
[6] Telemedicine Resourses and Services: American Telemedicine Association// The Univ. of Texas at Austin.-1994.
[7] Лях Ю.Е., Владзимирский А.В. Введение в телемедицину. Серия "Очерки медицинской и биологической информатики." - Донецк: ООО "Лебедь", 1999.- 134 с.