Пять свойств внимания
Человеческое внимание характеризуется: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Например, о каком-то человеке говорят, что он усидчивый. То есть, способен заниматься одним и тем же делом. Способность сосредотачиваться на каком-нибудь, объекте называется устойчивостью внимания. Уровень устойчивости внимания, связан, как правило, с физиологическими особенностями нервной системы каждого человека, так и с целым рядом других причин. Так, например, если человек возбужден, ему трудно сохранять устойчивость внимания – «на месте не сидится».
Уровень устойчивости повышается, если то, чем занимается человек, вызывает у него интерес. Сосредоточенность (концентрация) внимания – способность полностью сосредоточится на одном виде деятельности. Если человек, например, успешно решает задачки, когда в соседней комнате работает телевизор, а младший брат расстреливает этого человека из игрушечного автомата, то у него высокий уровень концентрации внимания.
Рассеянность – характеристика противоположная сосредоточенности. Рассеянный человек переключает внимание на совершенно ненужные предметы. Характерный пример – герой С.Маршака « Человек рассеянный с улицы Бассейной».
Переключаемость внимания – способность в процессе деятельности быстро переводить внимание с одной операции на другую. Только переключаемость внимания позволяет, решив задачу по математике быстро перейти к домашнему заданию по истории. Иногда кажется, что люди делают несколько дел сразу. Это впечатление создается за счет способности быстро переключатся с данного вида деятельности на другой.
Распределение внимания – способность одновременно выполнить несколько видов деятельности и сосредоточить свое внимание на большом пространстве. Например, для того чтобы собрать мозаику, приходится, подбирая фрагменты, сосредотачивать свое внимание на своей картинке, и, допустим, следить, чтобы кошка не загнала оставшиеся фрагменты под диван.
Еще одна важная характеристика внимания – объем, распределяющийся количеством информации, которую человек может одновременно сохранять в сознании.
Средний объем внимания можно установить экспериментально. Достаточно показать человеку на очень короткое время карточки с большим количеством знаков (букв, цифр и прочих символов), а потом попросить перечислить увиденное. Обычно испытуемые называют не более 5-7 знаков. Это и есть средний объем внимания, нередко отождествляемый с объемом кратковременной памяти.