Расстройства мышления
Пример: Больной, перенесший делирий, в котором содержанием зрительных галлюцинаций были сцены измены жены, по выходу из психоза остался в твердом убеждении, что жена ему изменяла (резидуальный бред супружеской измены).
Виды бреда в зависимости от его структуры
Паранойяльный бред - для которого характерны первичность появления, интерпретация в бреда фактов окружающей действительности, наличие системы доказательств, привлекаемых для обоснования бредовых идей Например: бред изобретательства.
Параноидный бред - отмечается зависимость от нарушения восприятия и от аффекта (тревога, страх), отсутствие логики, системы; острый чувственный бред. Например: бред интерметаморфозы, двойника.
Парафрениый брод - преобладают идеи величия, они характеризуются гротескностью, нелепостью, бредовые утверждения высказываются без доказательства, наблюдаются либо повышенное, либо благодушное настроение.
ВЫЯВЛЕНИЕ РАССТРОЙСТВ МЫШЛЕНИЯ В ХОДЕ ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ БОЛЬНОГО
Общие вопросы
1. Не бывает ли у Вас состояния, при котором трудно справиться с потоком мыслей?
2. Не ощущаете ли Вы внезапно возникшей пустоты в голове, провала, закупорки мыслей?
3. Не ощущаете ли Вы затруднение в ходе мышления, трудности с концентрацией, снижение продуктивности мышления?
Расстройства мышления по продуктивности:
а) навязчивые явления
1. Беспокоят ли Вас неприятные (навязчивые) мысли или побуждения?
2. Бывают ли у Вас мысли о том, что Вы можете сказать или сделать что-то против своей воли, ударить кого-нибудь, выкрикнуть какую-нибудь непристойность?
3. Есть ли у Вас воспоминания или сны, от которых Вы хотите, но не можете отделаться?
4. Есть ли подобные мысли или черты поведения?
5. Чего или кого вы боитесь (избегаете)?
6. Боитесь ли Вы темноты, высоты, полетов на самолете, толпы, открытых пространств, небольших ограниченных пространств, острых предметов, смерти, тяжелого заболевания, одиночества или чего-либо другого?
7. Не возникает ли у Вас сомнений в правильности и законченности совершенных действий?
6) элементы бредовых идей
1. Не кажется ли Вам, что за Вами следят? Что Вас преследуют?
2. Не чувствуете ли Вы, что Ваша жизнь в опасности, что имеется заговор против Вас?
3. Есть ли у Вас чувство, что на Вас как-то воздействуют? Кто? С какой целью?
4. Не думаете ли Вы, что Вас хотят отравить, ограбить, завладеть Вашей квартирой?
5. Не подозреваете ли Вы вашего мужа (жену) в измене?
6. Вы считаете себя необычным человеком?
7. Не обладаете ли Вы необычными способностями (огромной властью, могуществом, бессмертием, большим богатством, большими научными открытиями)?
8. Вы обвиняете себя или окружающих в чем-либо?
9. Есть ли у Вас физические недостатки (телесные уродства), бросающиеся в глаза окружающим?
10.Не думаете ли Вы, что больны неизлечимой болезнью?
11.Нет ли у Вас ощущения, что все происходящее вокруг Вас кем-то подстроено? Что Вы постоянно находитесь в центре внимания окружающих? Что окружающие знают о Ваших недостатках? Что Ваши родственники - чужие люди, подделывающиеся под Ваших родных? Нет ли у Вас ощущения, что Вы превращаетесь в другое существо, в других людей?
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какие виды нарушений мышления Вы знаете?
2. Назовите нарушения мышления по темпу.
3. Что такое шперрунг?
4. Дайте определение ментизму.
5. Дайте определение инкогеррентному мышлению, паралогичному мышлению
6. Кем был предложен термин «навязчивая идея»?
7. Перечислите отвлеченные навязчивости.
8. Дайте определение фобии, перечислите известные Вам фобии.
9. Что называют сверхценными идеями?
10.Дайте определение бреда.
11.Перечислите признаки бреда по К. Ясперса.
12.В чем заключается различие между первичным и вторичным бредом?
13.Какие формы вторичного бреда Вы знаете?
14.Что понимают под бредом инсценировки?
15.Какие разновидности бреда по содержанию Вы знаете?