Принципы организации анестезиологической и реаниматологической помощи в локальных вооруженных конфликтах и войнах
Примечание: * - нет сведений, ВГ – гарнизонные госпитали, ЦАГ – центральный армейский госпиталь, ОВГ – окружной военный госпиталь, ГЦ – госпитали центра страны.
Таблица 2
Нуждаемость раненых в реаниматологической помощи, %
Характер помощи |
Война в Афганистане |
Вооруженный конфликт в Республике Чечня |
Повседневная практика |
Неотложная помощь на догоспитальном этапе |
18 |
19 |
8-10 |
Противошоковая терапия |
17 |
13 |
11 |
Интенсивная терапия после операций |
33 |
23 |
9 |
Таблица 3
Нуждаемость больных в интенсивной терапии, %
Категория |
Локальные войны |
Повседневная практика |
Внутренние болезни |
0,7 – 5,6 |
2,5 |
Отравления |
80,0 |
75,0 |
Инфекционные болезни |
12,0 |
5,0 |
Система ее оказания должна быть такой же динамичной, как и сам характер боевых действий. Этого позволяют добиться следующие принципы. Первый из них предусматривает определение всем медицинским частям и учреждениям конкретного объема оказываемой реаниматологической и анестезиологической помощи, соответствующего решаемым ими задачам. Второй не исключает возможности изменения содержания работы отделений (центров, групп) анестезиологии и реанимации (интенсивной терапии) при смене условий деятельности учреждений. Третий указывает на необходимость жесткого определения перечня сил и средств, требующихся для реализации этого объема. Четвертый ориентирует на преимущественное использование внутренних резервов сил и средств медицинской службы военного округа, на территории которого возникает военный конфликт.
Как правило, ключевую роль в системе медицинского обеспечения в этих условиях начинают играть небольшие гарнизонные госпитали, располагающиеся в непосредственной близости к зоне боевых действий. В мирное время объем анестезиологической и реаниматологической помощи в них обычно небольшой, в связи с чем возможности отделений анестезиологии и реанимации также довольно малы. При появлении большого потока раненых справиться с ним они оказываются не в состоянии.
При появлении угрозы возникновения вооруженного конфликта решение этой проблемы должно заключаться не столько в том, чтобы просто привести организационно-штатную структуру отделений в соответствие с объемом предстоящей работы, а в стремлении обеспечить готовность этих отделений к оказанию помощи в том объеме, который им будет определен исходя из задач, решаемых этим учреждением. Одновременно следует создавать резерв сил и средств для оперативного их усиления, предусматривать возможность быстрой эвакуации раненых из «перегруженных» госпиталей и перераспределение потоков на другие лечебные учреждения.