История развития охраны здоровья граждан
С улучшением санитарных условий уменьшилась заболеваемость населения, что также имеет важное значение, как видно из следующего расчета. По мнению д-ра Фарра, одного из авторитетных деятелей в области санитарного управления, число больных в каждый данный день года, при нормальных условиях, равняется удвоенному числу смертных случаев за год. Таким образом, число больных в Соединенном Королевстве, применительно к данным о смертности в 1895 г., может быть определено в 1,470,000; между тем при прежних санитарных условиях оно составляло бы 1,762,000 и, следовательно, теперь больных в среднем на 292,000 чел. меньше. Полагают, что каждый больной составляет для страны потерю в 2 шилл. в день. Таким образом, благодаря санитарным улучшением, сократившим заболеваемость, страна сберегает 29,000 ф. ст. ежедневно, или 10,5 миллионов ф. ст. в год.
Отсюда видно, что, помимо иных соображений, даже с экономической точки зрения, результаты санитарных улучшений с избытком окупают огромные расходы на них.
Значение санитарных улучшений, произведенных за ряд десятилетий в Англии, особенно рельефно выступает из статистики заразных болезней, которые уже не встречают в ней особенно благоприятных условий для своего распространения. Так, развитие туберкулеза в различных формах за время с 1851 г. по 1897 г. упало на 45%; тогда как в С.-Петербурге умирает от туберкулеза на 10,000 жит. 44,10, в Москве — 45,68, в Вене — 42,72, в Лондоне - всего 17,68. То же явление замечается в отношении скарлатины и тифа: смертность от скарлатины в Англии, составлявшая в 1860—1869 гг. 1,078 на миллион жителей, в 1890—1899 г. упала до 200; смертность от тифа за то же время понизилась с 895 до 146.
Не в одной Англии заботы о создании здоровых условий жизни составляют предмет внимания в системе внутреннего управления. Во Франции и в Германии в последние десятилетия это дело также получило широкое развитие, особенно со времени создания высших установлений, призванных направлять деятельность государственных и общественных учреждений в области санитарной полиции. В Германии таким высшим установлением является созданное в 1876 г. общеимперское Германское санитарное управление (Kaiserliches (Gesundheitsamt), при чем однако отдельные союзные государства имеют свою самостоятельную организацию санитарно-медицинских учреждений. Во Франции высшее заведывание этим делом сосредоточивается в так наз. Direction de l'assistance et de l'hygiene publique (управление общественным призрением и общественною гигиеною), входящем в состав министерства внутренних дел.
Во Франции знаменательным моментом в развитии санитарии является издание закона 19 февраля 1902 года «об охранении народного здравия». Этот закон создает систему мер, направленных к обеспечению санитарных улучшений на всей площади Франции. Важнейшие постановления закона состоят в следующем.
В каждой коммуне должен быть издан санитарный регламент, предусматривающий, во 1-х, меры в видах предупреждения и пресечения передаваемых болезней, в особенности меры дезинфекции или даже уничтожения предметов, находившихся в пользовании больных или запачканных ими, и вообще всяких предметов, могущих служить к распространению заразы; во 2-х, меры к обеспечению здорового состояния домов и их принадлежностей, вообще всяких жилых помещений, в особенности же меры обеспечения водою, годною для питью, и удаления нечистот.— Закон 1902 г. устанавливает обязательность предохранительного оспопрививания в течение первого года жизни и обязательность ревакцинации в течение одиннадцатого и двадцать первого года жизни.— Если в течение трех лет сряду число смертных случаев в коммуне превышает цифру средней смертности во Франции, префект обязан поручить департаментскому гигиеническому совету произвести расследование о санитарных условиях коммуны. Если такое расследование установит, что санитарное положение коммуны вызывает необходимость забот по оздоровлению местности, a именно, что она не обеспечена. годною для питья водою хорошего качества и в достаточном количестве, или что, за отсутствием стока для жидких нечистот, последние образуют скопления, префект, по предъявлении коммуне требования, если последнее окажется недействительным, предлагает департаментскому гигиеническому совету обсудить полезность и характер работ, представляющихся необходимыми. Если департаментский гигиенический совет выскажет заключение против осуществления работ или если со стороны коммуны последует возражение, префект представляет постановление совета министру внутренних дел, который, если признает это нужным, передает вопрос на обсуждение совещательного комитета общественной гигиены.
Последний производит расследование, результаты которого оглашаются в общее сведение в подлежащей коммуне. На основании заключений департаментского гигиенического совета и совещательного комитета общественной гигиены, префект предлагает коммуне составить проект работ и приступить к ним. Если в месячный срок по предъявлении этого требования муниципальный совет не обяжется исполнить его или если, в трехмесячный срок, он не примет никаких мер к осуществлению работ, особый декрет президента республики, издаваемый по обсуждении вопроса в государственном совете, предписывает произвести работы на указываемых в нем условиях.