Развитие санитарно-медицинской полиции в России
Уездный комитет общественного здравия (Уст. Врач. ст. 837, прод. 1886) составляется из местных начальников по каждому управлению, a именно: из уездного предводителя дворянства, уездного исправника, полицеймейстера, уездного или городового врача, городского головы и старшего в городе духовного лица (кроме поименованных здесь лиц, могут быть приглашаемы к участию в заседаниях комитета и другие лица, могущие быть полезными общему делу своими познаниями и влиянием, как-то: местные владельцы, духовные разных исповеданий, врачи, арендаторы, управляющие имениями и проч.). Комитет состоит под председательством уездного предводителя дворянства, a где его нет — старшего из начальников уездной или городской полиции. В качестве «губернского комитета общественного здравия» (как особое учреждение ныне не существующего), действуют губернские правления. Они и уезд. комитеты общественного здравия (ст. 842 Уст. Вр., прод. 1886) «собираются и имеют заседания, по приглашению председательствующих, в случае действительной надобности в совещаниях, для принятия общих и единообразных мер, согласно с назначением комитетов общественного здравия». «При появлении эпидемических или эпизоотических болезней (ст. 839 Уст. Врач., прод. 1886) комитет, получив сведение о том через кого-либо из своих членов и не дожидаясь донесения полиции, немедленно распоряжается приведением в точную известность свойства болезни и затем к недопущению ее до дальнейшего распространения и к ее прекращению».
II. Земские учреждения. Действующее законодательство о правах и обязанностях земских учреждений по санитарно-врачебному делу представляется в следующем виде. В числе предметов ведомства земских учреждений закон (ст. 2 Полож. о губ. и уезд. земск. учр. 1890 г.) указывает:— «заведывание земскими лечебными . заведениями, попечение . о неизлечимых больных и умалишенных, a также . увечных (п. 7); участие в мероприятиях по охранению народного здравия и предупреждению и пресечению падежей скота, развитию средств врачебной помощи населению и изыскание способов по обеспечению местности в санитарном отношении» (п. 8).
Деятельность земских учреждений в санитарно-врачебном деле выражается, главным образом, в устройстве больниц, амбулаторий и других лечебных заведений и аптек, в приискании и содержании врачебного персонала, и в издании обязательных постановлений для местных жителей как целой губернии, так и отдельных ее местностей (не состоящих в ведении городского общественного управления). Губернскому земскому собранию предоставляется составлять такого рода «обязательные постановления» в области санитарно-медицинского дела по следующим предметам (ст. 108): о порядке содержания в чистоте площадей, улиц, дорог, сточных труб, прудов, колодцев, канав, естественных протоков, мостов и очистки дворов; об устройстве и порядке содержания, в санитарном отношении, боен, фабричных, заводских и других промышленных заведений; о мерах к соблюдению чистоты в помещениях для продажи съестных припасов и к обеспечению безвредности оных; о мерах предосторожности против порчи воды; о внутреннем распорядке на ярмарках, рынках и базарах; об уборке или уничтожении палых животных; о мерах предупреждения и прекращения заразительных, повальных и местных болезней. К составлению обязательных постановлений губ. земское собрание приступает: 1) по предложению губернатора, 2) по собственному усмотрению и 3) по представлениям подлежащих уездных земских и соединенных собраний (это — соединенные заседания уездных земских собраний и городских дум). Проекты постановлений по санитарно-врачебным предметам рассматриваются при участии губернского врачебного инспектора или его помощника (ст. 110 Пол.).
III. Городские общественные управления. Функции их в области санитарно-врачебной представляются аналогичными и даже почти тождественными с функциями земских учреждений. По городовому положению 11 июня 1892 г. (ст. 2 п. VI) к предметам ведомства их принадлежит: «участие в мероприятиях по охранению народного здравия и предупреждению и пресечению падежей скота, развитие средств врачебной помощи городскому населению и изыскание способов к улучшению местных условий в санитарном отношении»; также (п. V) «устройство . лечебных заведений и заведывание ими на одинаковых с земскими учреждениями основаниях». По разъяснению Правительствующего Сената, устройство лечебных (а также благотворительных) заведений составляет право, a не обязанность города; такое толкование, имеющее за собою некоторое основание в букве закона (в виду отсутствия обязательных расходов на такие заведения), едва ли оправдывается духом закона и на практике отражается неблагоприятно, тормозя развитие указанных учреждений.