Принципы поведения, взаимоотношений и действий врача по отношению к больному и его окружению
Назначая то или иное лечение, нельзя высказывать в присутствии больного какие-то сомнения или неуверенность – это элементарное профессиональное невежество. Так, например, выражения «попробуйте вот это лекарство» или «попробуем еще одно лекарство» сразу же вызывают негативное отношение больного к лечению, поскольку у него создается впечатление, что врач не знает, как его лечить. Он начинает думать: «Пробует разные лекарства, как на «кролике», наверное, моя болезнь неизлечима». При подобных обстоятельствах получить надлежащий эффект практически нельзя. Более того, если врач сам говорит о том, что нужно попробовать то или иное лекарство, то почему нельзя попробовать методы лечения, которые советуют родственники, соседи, сослуживцы? Так больного подталкивают к самолечению.
Больной активно лечится только у того врача, которому он доверяет. За утратой доверия следует разочарование, эффект лечения резко снижается. Отсюда роль личности врача в лечебном процессе весьма и весьма существенная.
Контакт (беседа) врача с больным – это уже настоящий, серьезный лечебный процесс. Следовательно, врач, не пользующийся доверием больного, не стремящийся к моральному облегчению страданий больного, игнорирующий психопрофилактику и психотерапию, лечить не может.
Врач обязан заботиться о своем авторитете, беречь его и развивать, поскольку это элемент лечебного воздействия. Проявлять добрые чувства к людям для врача должно стать потребностью.
Больной человек не имеет времени и возможности изучать врача, он выносит свои суждения быстро, скоропалительно, не всегда объективно. А поскольку врач профессионально заинтересован, чтобы у больного сложилось хорошее мнение о нем, он обязан помочь больному в этом направлении, т.е. облегчить и ускорить процесс формирования позитивных взаимоотношений.
При правильном поведении врача, соблюдении деонтологических положений доверие к нему должно появиться «с первого взгляда» и уж во всяком случае после первой беседы, а авторитет – в течение нескольких недель.
Что может оказать влияние на доверие больного к врачу:
ü При первом контакте критериями являются и внешний вид, и жесты, и выражение глаз, и речь.
ü Врач должен сделать все от него зависящее, чтобы понравится больному. Стремление расположить к себе больного должно быть искренним, без заискивания, с соответствующим достоинством.
ü Внешний вид должен импонировать пациенту.