Клиническая задача
Репродукция (воспроизведение информации) - обеспечивает само воспоминание в виде оживления представлений и мыслей прошлого. Данный процесс осуществляется при участии операций активного внимания и мышления (анализа, синтеза, обобщения), благодаря чему становится возможной избирательность воспроизведения информации.
Классификация видов памяти.
1. По анализаторам - зрительная, слуховая, кинестетическая (моторная), тактильная память.
2. По механизмам запоминания и хранения информации - механическая и смысловая память.
В основе механической памяти лежит условно-рефлекторный механизм, это запоминание по ассоциациям с уже имеющимся жизненным опытом. Этот вид памяти преобладает у детей и основан на частом повторении одной и той же информации. Это самый непродуктивный и нестойкий вид памяти.
Смысловая память является одним из важнейших компонентов психики взрослого человека. В процесс запоминания по смысловому типу широко включены операции мышления (анализ, синтез, сравнение, абстракции). В процессе осмысления ситуация запоминается не в целом (как при механическом запоминании), а вычленяются особенно значимые ее детали. Это обусловливает большую устойчивость осмысленного запоминания по сравнению с механическим.
3. По долговременносги - кратковременная, оперативная, долговременная память.
Кратковременная память обеспечивает хранение информации в течение нескольких секунд - минут.
Оперативная память обеспечивает хранение информации до суток и переводит информацию из кратковременной в долговременную память. На этом уровне осуществляется «отсеивание» незначимой информации.
Долговременная память обеспечивает длительное, практически, не ограниченное по времени, хранение информации.
4. По преобладанию функциональной активности полушарий головного мозга - эмоциональная и абстрактно-логическая память.
Эмоциональная память обеспечивает запоминание и хранение эмоционально окрашенных событий и, в большей степени, связана с активностью правого полушария головного мозга.
Абстрактно-логическая память преобладает у индивидуумов с абстрактно-логическим типом мышления и основана, преимущественно, на активности левого полушария головного мозга.
Клинические проявления нарушений памяти разнообразны.
Различают количественные нарушения памяти, когда расстраиваются основные функции запоминания, хранения и воспроизведения информации, включающие:
- гипермнезии,
- гипомнезии (дисмнезии),
- амнезии;
и качественные расстройства (парамнезии), при которых количественные расстройства памяти сочетаются с ложными воспоминаниями, смешением событий прошлого и настоящего, реального и воображаемого.
Количественные нарушения памяти.
Гипермнезия - непроизвольное усиление памяти, повышение способности к воспроизведению информации, воспоминаниям давно забытых событий прошлого, подчас незначительных и мало актуальных для больного в настоящем. Оживление воспоминаний, как правило, сочетается с ослаблением запоминания текущей информации.
Встречается при маниакальных и гипоманиакальных состояниях, некоторых вариантах ауры при больших эпилептических припадках, в состояниях острой интоксикации при употреблении некоторых наркотиков (опий, психодислептики (ЛСД и др.).