Клиническая задача
Правильная оценка интеллекта в норме и патологии чрезвычайно важна для врача любой специальности. Существует множество аспектов (лечебно-диагностических, социальных, юридических), когда необходимо верно и в кратчайшие сроки установить наличие возможных нарушений в этой наиважнейшей сфере психической деятельности человека, а также решить вопрос о происхождении расстройств, их врожденном или приобретенном генезе.
Все расстройства интеллекта делятся на две большие группы:
- врожденные нарушения интеллекта (олигофрении, или врожденная интеллектуальная недостаточность, или малоумие);
- приобретенные нарушения интеллекта (деменции, или приобретенное слабоумие).
Врожденные нарушения интеллекта.
Олигофрения - стойкое, малообратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь, интеллектуальной деятельности, связанной с врожденной или приобретенной до 3 лет органической патологией головного мозга. Наряду с интеллектуальной недостаточностью, у больных олигофрениями всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики, других функций высшей нервной деятельности и всей личности в целом.
По выраженности интеллектуальной недостаточности олигофрении подразделяются на три степени тяжести: дебильность, имбецильность и идиотия.
Дебильность - легкая степень олигофрении, при которой, в первую очередь, страдает абстрактно-логическое мышление при сохранении конкретно-образного, затрудняется переход от чувственного по знания к рациональному, от конкретных обобщений к абстрактным. При удовлетворительном внимании и сохранной механической памяти, больной может накопить достаточный запас знаний, навыков чтения, письма, счета, приобрести несложную рабочую специальность. Больным с легкой степенью интеллектуальной недостаточности свойственна повышенная внушаемость, поэтому таких людей нередко могут использовать в своих целях криминальные личности. Нередко дебильности сопутствует усиление инстиктивных потребностей: прожорливость, гиперсексуальность, распущенное поведение.
Имбецильность - средняя степень тяжести врожденной интеллектуальной недостаточности, основными чертами которой являются полное отсутствие абстрактного мышления, а также затруднения в сфере конкретно-образного мышления. Проведение логических операций практически невозможно, понимание различий между предметами и явлениями доступно лишь в пределах конкретных формулировок. Суждения крайне бедны, многие из них являются следствием простого подражания. Обучение возможно только во вспомогательных школах, однако, оно малоэффективно: больные имбецильностью способны усвоить крайне ограниченный перечень слов (обычно, не более 20-30), счет в пределах 5. Они обладают навыками самообслуживания (самостоятельно едят, одеваются), возможна их адаптация к простому труду по подражательному механизму. Однако, больные имбецильностью не способны жить самостоятельно, нуждаются в постоянном надзоре и, чаще всего, живут в специализированных домах - интернатах.
Идиотия - глубокая степень олигофрении, характеризующаяся полным отсутствием всех видов понятийного мышления, с частичным сохранением наглядно-действенного. Речевая продукция и речепонимание практически отсутствуют. Больные не владеют навыками самообслуживания (не могут одеваться, самостоятельно пользоваться ложкой), неопрятны при мочеиспускании и дефекации, но не тяготятся этим. Типична примитивность эмоций: идиоты не могут радоваться, смеяться, плакать, не испытывают любви, обиды. В эмоциональном фоне идиотов преобладает тупое безразличие со злобными вспышками. Как правило, идиотия сочетается с дисгармониями физического развития (микроцефалия, неврологическая очаговая симптоматика, низкий рост, физический инфантилизм). Больные ведут, практически, «вегетативный» образ жизни и нуждаются в постоянном надзоре и уходе.