Методы обследования моторных функций
1.Поднять брови («Удивление»).
2.Слегка сомкнуть веки.
3.Прищурить глаза («Яркое солнце»).
4.Плотно сомкнуть веки («Стало темно»).
5.Сжать губы.
6. Придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте.
7.Вытянуть губы, как для произнесения звука о.
8.Надуть щеки.
9.Оскалить зубы («Забор»).
10. Вытянуть губы, как для свиста.
Дается общая характеристика мимики по результатам наблюдения за ребенком (живая, вялая, напряженная, спокойная, дифференцированная или недифференцированная мимика, амимия, гримасничанье).
III. Обследование речевой моторики.
Задания преподносятся в игровой форме. Оцениваются сила, точность, объем и переключаемость движений. Отмечаются наличие синкинезий, девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы.
1.Открыть и закрыть рот.
2.Рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть.
3.Имитировать жевательные движения.
4.Попеременно надувать щеки.
5.Втянуть щеки внутрь.
6.Оттянуть углы рта, как для произнесения звука и; губы сделать круглыми — о; вытянуть губы — у.
7.Высунуть «широкий» и «узкий» язык, удержать заданную позу на счет до 5.
8. Покусывать кончик языка.
9. Касаться кончиком языка поочередно правого и левого углов рта, верхней и нижней губы («Часы»).
10. Упереть кончик языка в нижние зубы с одновременным выгибанием спинки языка («Кошка сердится»).
11. Пощелкать языком («Поехали на лошадке»).
12. Поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу («Вкусное варенье»).
13.Приблизить кончик языка к нёбу и пощелкать («Поцокаем»).
14.Произнести гласные звуки на твердой и мягкой атаке.
IV. Обследование тонких движений пальцев рук (степени их дифференцированности).
Предлагаются следующие задания.
1.Сжать пальцы в кулаки.
2.Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).
3.Загибать по очереди палец на правой, затем палец на левой руке («Пальчики прячутся»).
4.Переплести руки «в замок».
5.Выполнить пробу «корова— коза».
Обследование действий с предметами включает такие задания.
1.Выложить узор из мозаики.
2.Самостоятельно застегнуть пуговицы.
3.Нанизать на нитку бусинки.
4.Уложить в коробку, действуя одновременно правой и левой рукой, 5 спичек, беря по одной.
5.Начертить карандашом вертикальные параллельные линии (до 7).
V. Обследование чувства ритма.
Детям 5 — 6 лет педагог показывает хлопками ритмический рисунок знакомых песен, который им следует повторить.
Обследование состояния моторных функций у дошкольников с дизартрией (по методике Г.В.Бабиной, Ю.Ф.Гаркуши, Т.В.Волосовец, Р.Е.Идес).
Данное обследование включает исследование всех сторон моторной сферы и является наиболее полным.
I. Обследование состояния общей моторики оценивается с помощью следующих тестов:
1. Движения и серии движений для рук:
- бросить мяч логопеду и поймать его в обратном броске;
- руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;
- правая рука на поясе, левая — к плечу, левая рука вверх, правая — к плечу и т. д.;
- держа руки над головой, переложить из одной кисти в другую три ленты по очереди;
- поднять руку с каким-либо предметом вверх, затем, подняв другую руку вверх, переложить предмет из руки в руку.
2. Другие движения:
- прыгать на двух ногах и на каждой;
- впрыгнуть двумя ногами в лежащий на полу обруч и выпрыгнуть из него;