Методы обследования моторных функций
- закрыть правый глаз, затем левый;
- подмигнуть.
3. Мышцы щек:
- надуть левую, затем правую щеку;
- надуть обе щеки одновременно;
- перекатывать воздух из одной щеки в другую.
4. Мимика лицевых мышц:
- изобразить различные эмоциональные состояния: удивление, радость, испуг, грусть, недовольство.
5. Праксис лицевой мускулатуры:
- символический свист, символический поцелуй, улыбка, оскал, цоканье.
IV. Обследование моторики артикуляционного аппарата проходит в следующем порядке с использованием приводимых ниже заданий.
1. Двигательная функция губ:
- сомкнуть губы;
- округлить губы, как при произнесении звука о, удержать позу под счет до 10;
- вытянуть губы в трубочку, как при произнесении звука у, удержать позу под счет до 10;
- вытянуть губы, сомкнуть их «хоботком», удержать позу под счет до 10;
- растянуть губы в улыбке, удержать их в таком положении под счет до 5;
- максимально растянуть губы в улыбке, удержать под счет до 10;
- поднять верхнюю губу, видны верхние зубы;
- опустить нижнюю губу, видны нижние зубы;
- многократно произносить губные звуки (6-6-6, п-п-п).
2. Двигательная функция челюсти:
- широко раскрыть рот, как при произнесении звука а, и закрыть;
- сделать движение нижней челюстью вправо, влево, вперед.
3. Двигательные функции языка:
- положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет до 5;
- положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет до 5;
- переводить кончик языка из правого угла рта в левый, не касаясь губ;
- высунуть язык (лопаточкой, иголочкой);
- приблизить кончик языка по очереди к верхним и нижним зубам с внутренней стороны (рот приоткрыт);
- поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет до 5, опустить к нижним зубам;
- упереть язык в правую, затем в левую щеку;
- закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу;
- произвести движение языком вперед-назад при открытом рте.
4. Двигательная функция мягкого нёба:
- широко открыть рот и четко произнести звук а (на твердой атаке);
- логопеду провести шпателем или зондом по мягкому нёбу;
- при зажатом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи. Рекомендации к анализу результатов обследования моторных функций.
При анализе результатов следует обратить внимание на следующие моменты:
- доступность для ребенка предлагаемого задания;
- качество выполнения движения (сохранение объема движения, возможность фиксации той или иной позы, четкость и точность выполнения, инертность, истощаемость, скованность, вялость, расторможенность, недифференцированность движений);
- особенности переключаемости: доступность переключения с одного движения на другое, плавность переключения, его скорость, наличие персевераций, застревание на одной позе;
- особенности двигательной памяти, внимания, самоконтроля;
- количество попыток при выполнении движений, возможности обучения;
- темп выполнения (нормальный, замедленный, ускоренный); возможности произвольного изменения темпа; качество выполнения движений при ускоренном темпе;
- ошибки в пространственной ориентации: незнание сторон тела; неуверенное знание;
- особенности удержания позы (спокойное или напряженное, раскачивание из стороны в сторону, балансирование туловищем, руками, головой, сход с места или рывки в стороны и т. п.);