Методы обследования моторных функций
- катить обруч, двигаясь рядом с ним.
3. Произвольное управление движениями:
- остановиться по сигналу во время ходьбы, пробежки, прыжков;
- изменить вид движения, согласуясь с сигналом (ходьба на носочках под тихие удары в бубен, переход на ходьбу на полной ступне с увеличением громкости ударов, при прекращении звучания бубна — остановка движения).
4. Статическая координация:
- стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед; стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами;
- стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами на одной, затем на другой ноге, руки вытянуты вперед.
5. Динамическая координация:
- маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями;
- выполнять подряд 3 — 5 приседаний, стоя на пальцах;
- проскакать на обеих ногах, затем на одной (от стола к окну);
- пройти по одной линии, приставляя носок к пятке.
6. Пространственная организация движений:
- ходить по кругу, а затем, повернувшись на 180°, идти в обратном направлении через круг по диагонали;
- пройти от центра круга направо, потом двигаться налево по кругу;
- повернуться вокруг собственной оси через правое плечо, через левое;
- последовательно выполнить пробы: кулак—ребро—ладонь, делая это правой рукой, затем левой, двумя руками, на плоскости и без опоры на нее.
7. Темп выполнения движений:
- удерживать заданный темп в движениях рук;
- изменять темп выполнения серии движений от медленного к быстрому и наоборот (по сигналу);
- выполнить графическое задание: чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 с в произвольном темпе; в течение следующих 15 с чертить как можно быстрее; в течение следующих 15 с чертить в первоначальном темпе.
II. Исследование произвольной моторики пальцев рук включает следующие задания (выполняются отдельно каждой рукой, затем обеими руками, уточняется ведущая рука).
1. Статическая координация движения:
- распрямить ладонь правой руки, сблизить пальцы и удержать кисть в этом положении под счет до 10 — 15;
- распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать кисть в этом положении под счет 10 — 15;
- выставить первый и пятый пальцы и удержать эту позу под счет до 15;
- выставить второй и пятый пальцы и удержать под счет до 5—8;
- положить вторые пальцы обеих рук на третьи и удержать это положение под счет до 5 — 8; положить третьи пальцы на вторые и удержать под счет до 5 — 8.
2. Динамическая координация движений:
- пальцы сжать в кулак, разжать (5 — 8 раз);
- выполнить пробу: кулак—ребро—ладонь (5 — 8 раз);
- положить ладони на стол, разъединить пальцы, соединить (5 — 8 раз);
- одновременно менять положение обеих рук: одна кисть сжата в кулак, другая разжата (5—8 раз);
- по очереди выставить второй и третий пальцы, затем второй и пятый (5—8 раз);
- по очереди соединять все пальцы правой руки с большим пальцем правой руки, все пальцы левой руки с большим пальцем левой руки, затем выполнять эти движения обеими руками одновременно;
- по очереди касаться каждым пальцем стола;
- по очереди перекатывать карандаш каждым пальцем, начиная со второго.
III. Обследование мимической моторики (объема и качества движений) включает приводимые ниже задания и осуществляется в следующем порядке.
1. Мышцы лба:
- поднять брови, нахмурить брови;
- наморщить лоб.
2. Мышцы глаз:
- легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки;