Методы обследования моторных функций
- соответствие двигательной реакции сигналу;
- наличие сопутствующих, насильственных движений;
- наличие саливации (в обследовании артикуляционного аппарата).
V. Обследование ритмического чувства осуществляется с помощью следующего задания.
Ребенку предлагают простучать карандашом ритмический рисунок, заданный с помощью инструкции, образца, графической схемы, с выделением акцента и без его выделения.
Рекомендация к анализу результатов обследования чувства ритма: при воспроизведении ребенком ритмического рисунка надо обратить внимание на соблюдение им заданного темпа, сохранение количества элементов в данном ритмическом рисунке, соблюдение пауз внутри ритмического рисунка.
Нейропсихологическое обследование (по методике А. В. Семенович).
Методика включает обследование таких двигательных функций, как кинестетический праксис, кинетический праксис, пространственный праксис.
1. Кинестетический праксис.
А. Праксис поз по зрительному образцу.
Инструкция: «Делай, как я».
Ребенку последовательно предлагаются различные позы пальцев, которые он должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руки на стол.
Б. Праксис поз по кинестетическому образцу.
Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке».
Образцы поз и условия те же, что и в пункте А. Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей с правой на левую), а затем наоборот (с левой на правую).
Г. Оральный праксис.
Инструкция: «Делай, как я».
Экспериментатор выполняет следующие действия: губы растягивает в улыбку; вытягивает их в трубочку; высовывает язык, поднимает его к носу, проводит по губам; надувает щеки; хмурится, поднимает брови и т. п.
Каждое движение воспроизводится ребенком.
Вариантом может быть выполнение этого теста по инструкции, например: «Нахмурься» или «Дотянись языком до носа». Но в этом случае следует помнить, что ошибки могут носить вторичный характер, т. е. возникнуть у ребенка вследствие недостаточности понимания смысла слов.
2. Кинетический (динамический) праксис.
A. «Кулак — ребро — ладонь».
Инструкция: «Делай, как я». Выполняется тест.
Два раза экспериментатор делает задание вместе с ребенком медленно и молча. Потом предлагает ему выполнить движения самому и в более быстром темпе, затем — сделать то же, но с закрытыми глазами. Поочередно обследуются обе руки. При необходимости можно предложить ребенку те же движения, но в измененной последовательности, например «ребро — ладонь — кулак».
Б. Реципрокная координация рук.
Инструкция: «Положи руки на стол. Делай, как я».
Несколько раз экспериментатор делает задание вместе с ребенком, потом предлагает выполнить его самому. Действия те же, что и в пункте А.
B. Оральный праксис.
Инструкция: «Делай, как я».
Экспериментатор, например, несколько раз щелкает языком; дважды свистит и щелкает языком; хмурится и улыбается; дотрагивается языком до левого, затем до правого угла рта, надувает щеки.
Вариантом этого теста, как и в пункте 1Г, является выполнение аналогичных действий по речевой инструкции.
3. Пространственный праксис. Проба Хэда.
Инструкция: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать (прикоснуться к руке ребенка) своей правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать (прикоснуться) своей левой рукой».
Предлагают выполнить сначала одноручные, затем двуручные пробы. После выполнения каждой пробы принимается свободная поза.